ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

цели и задачи школы

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ «ШКОЛЫ С НАУЧНЫМ ПОДХОДОМ»
В основе концепции ЛНМО – воспитание разносторонне развитой личности на основе раннего выбора профиля обучения и погружения в научные исследования со школьной скамьи.

ЛНМО делает школу среднего и старшего звена, основываясь на лучших достижениях советской и современной педагогики, при органичном внедрении в учебный процесс элементов, ориентированных на развитие исследовательских способностей учащихся.

Образовательная технология ЛНМО создана для обучения детей, готовых к повышенным учебным нагрузкам и стремящихся к исследовательской деятельности, но не находящих себя в рамках государственного или частного образования.

В ЛНМО считают, что необходимо всеми силами подвигать ребенка к радости собственного научного открытия, самостоятельного постижения мира, а главная цель школы – создание условий для движения ребенка к наиболее полной и полезной для общества самореализации.

Важно отметить, что ЛНМО растет уже тридцать лет: из небольшого проекта 1992 года, реализующего авторскую концепцию взаимосвязи и интеграции общего, дополнительного образования и академической науки И. А. Чистякова, она выросла в большую систему научнообразовательных комплексов, подтвердив ценность педагогической гипотезы начала 90-х годов.

Создание школы стало живым органичным процессом, который опирался на конкретные результаты и развивался, регулярно изменяя форматы и подходы, учитывая влияние времени, ежегодно получая стабильные образовательные и научные результаты.

Масштабирование проекта ЛНМО не сыграло большой роли: начав свою деятельность с одного математического класса (25 школьников – выпускников 1996 года), ЛНМО превратилась в школу, где на пяти научных направлениях учатся 600 учеников. При этом она не стала «заводом», сохранила человечную среду – основу для создания научных коллективов.

Характер авторской школы является для ЛНМО базовым, ориентирующим всех членов сообщества на взаимодействие, содружество, совместный творческий поиск. ЛНМО дает возможность проявить себя не только учащимся, но и педагогам, предоставляя им, с одной стороны, высокие профессиональные запросы к уровню обучения детей, а с другой – определенную творческую свободу в выборе традиционных и современных средств и методов образования. Родители также оказываются важной составляющей учебно-воспитательного процесса, так как они активно вовлекаются в обсуждение морально-этических доктрин работы школы, стратегии ее развития.
ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ В «ШКОЛЕ С НАУЧНЫМ ПОДХОДОМ»
ЛНМО исходит из цели формирования в процессе школьного обучения зрелой личности, способной адекватно вписаться в современную действительность, становясь интеллектуальной и профессиональной элитой ХХI века.

Метод достижения этой цели – ориентировать мотивированных школьников на занятия фундаментальными науками, на научные исследования, избрав в качестве инструмента повышенные учебные нагрузки, связанные с интеграцией в единую образовательную систему общего и дополнительного образования и элементов исследовательской деятельности.

Основная задача обучения при этом заключается в приобщении современного учащегося к научной культуре, которая должна пониматься как владение широким диапазоном позиций, освоенных современной наукой, и как умение выбирать для решения каждой задачи, как интеллектуальной, так и жизненной, оптимальную позицию.

Воспитание «научной культуры» предполагает не только овладение нужными знаниями, но и духовное развитие личности, умственное и нравственное. При этом важной оказывается творческая составляющая личности, свойственная каждому человеку, в юности имеющему психологию потенциально одаренного человека. Развить этот талант, проявляющийся в объективном научном творчестве, можно и нужно.

Если же одаренность только возрастная, тогда задачей воспитания школьника может стать переключение ее в культуру, придание ей объективной ценности для общества.

Для воспитания «научно одаренной личности» требуются подходы, связанные с созданием активных форм, средств и методов обучения, формирующих познавательную потребность учащегося. Стимулирование самостоятельного развития интеллектуальных и профессиональных умений в этом случае становится основной задачей воспитания учащегося.

В ЛНМО считают, что профессиональные задатки такой творческой личности, обладающей системным мышлением, фундаментальным образованием, активнее всего формируются на основании опыта написания научного исследования, моделирующего будущую производительную деятельность учащегося – длительный процесс решения поставленной проблемы для достижения конкретного результата.